Последовательное выполнение всех этапов и соблюдение рекомендаций по укладке плитки обеспечивают длительную эксплуатацию и эстетичный вид мощеных участков.
Этап 1-й. Подготовка проекта
Определяют размер участка мощения тротуарной плитки в соответствии с его зонированием.
Устанавливают нагрузки на поверхность различных зон мощения.
Определяют условия поверхностного водоотвода и потребности дренажных систем.
Рассчитывают количество тротуарной плитки, бордюров и других элементов по типу и цвету в соответствии с дизайн-проектом.
Этап 2-й. Подготовка основы
Снимают верхний слой гумуса и плодородной почвы. Подвижную почву дополнительно уплотняют и перекрывают геотекстилем, тщательно очищая от корней деревьев и остатков растений.
Обеспечивают дренажную грунтовую основу с необходимой проницаемостью стоков.
При необходимости увеличивают почвенную насыпь путем подсыпки щебня грубой фракции.
Проводят дренажные работы, чтобы снизить уровень грунтовых вод (если он выше уровня укладки покрытия).
Снятие верхнего слоя почвы проводят с учетом толщины основы. После окончания работ лицевая поверхность плитки должна быть вровень с участком. В зависимости от назначения участка и особенностей почвы слои основы могут быть разными.
Этап 3-й. Планирование и разметка участка
Разбивают территорию на отдельные участки колышками или металлическими штифтами, обозначая верхний край брусчатки или бордюров. Наклон поверхности проектируют в зависимости от канализационных коммуникаций, однако рекомендуется устанавливать его в пределах 1,5—2°, что соответствует 1,5—2 см на метр длины.
Выравнивают грунтовое покрытие котлована, используя до 10 см слоя крупнозернистого песка и утрамбовывая дно специальным оборудованием (виброплитой). Границы котлована фиксируют бортами, бордюрами или бетонными столбиками, между которыми будут укладывать тротуарную плитку. Для надежности бордюры устанавливают на цементно-песчаный раствор.
Этап 4-й. Обустройство несущего слоя
Для несущего слоя используют мелкий гравий или щебень фракции 5—20 мм или 5—40 мм. Его толщину для мест постоянного движения автотранспорта обязательно определяет проект. В зависимости от класса дороги он может быть толщиной от 30 до 90 см, для пешеходных зон — 15—20 см, для паркингов или участков, предназначенных для проезда автотранспорта, — 20—30 см. Чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность, основу уплотняют на 20% от начальной толщины.
Для верхнего слоя основы используют материал с промежуточной фракцией между зернистостью подстилающего и несущего слоев, чтобы предотвратить их смешивание в процессе эксплуатации.
Несущий слой укладывают на уплотненный грунт. При нестабильности почвы на него укладывают специальную ткань — геотекстиль (материал, который не дает основе оседать и одновременно свободно пропускает воду).
Этап 5-й. Обустройство подстилающего слоя
Для подстилающего слоя используют песок и мелкий щебень (отсев фракции 0—5 мм). Его толщина должна быть от 2 до 5 см. В особых случаях, например при мощении автобусных остановок, въездов и т. п., возможно добавление вяжущего материала — цемента (в соотношении от 1:7 до 1:8).
На участках, которые не будут подвергаться воздействию погодных условий (под навесом или внутри помещения), для подстилающего слоя используют предварительно увлажненный цементно-песчаный раствор.
Этап 6-й. Укладка брусчатки
Мощение начинают от края обустроенной поверхности или зафиксированного бордюра равномерными рядами согласно профилю укладки. Направление движения — от краев территории к центру.
Для обеспечения равномерного распределения плитки укладку каждого ряда контролируют с помощью шнура или нити.
Ширину швов контролируют с помощью специальных фиксаторов: она не должна превышать 3—5 мм при заполнении швов песком и 8 мм, если их фиксируют раствором или мастиками.
Недопустимо укладывать брусчатку без швов, так как это приводит к сколам ребер из-за температурных и силовых нагрузок. Также нельзя начинать эксплуатацию покрытия до обустройства швов.
Плитку мостят поперек или под углом к направлению движения, если участок предназначен для транспорта. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки, уменьшает шум от колес и предотвращает смещение брусчатки вдоль швов.
Зачастую брусчатку укладывают из нескольких поддонов одновременно, потому что из-за особенностей технологии производства в разных партиях могут быть незначительные различия оттенка.
Запас плитки просчитывают, ведь часть будет использована для подрезания.
Этап 7-й. Обустройство швов
После завершения укладки расстояние между соседними камнями, так называемые швы, заполняют. Для этого выбирают материал, который обеспечит эластичную передачу нагрузки между конкретными элементами. Рекомендуется использовать сухой мытый песок с размером зерен 0—2 мм.
Швы заполняют песком, втирая его щеткой с мягким ворсом. Затем заливают водой для хорошего оседания и уплотнения.
Этап 8-й. Уплотнение покрытия
Поверхность уплотняют вручную — резиновым молотком до устойчивого состояния. Для брусчатки с фаской допустимо использовать уплотнение виброплитой весом до 200 кг, с силой удара не более 20 кН и с обязательным амортизирующим резиновым покрытием на подошве прибора толщиной не менее 1 см.
Уплотнение выполняют равномерно от краев к центру, до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После уплотнения возможно повторное заполнение швов и оголенных участков.
Итак, основные рекомендации по укладке брусчатки:
Выбирайте плитку нужной высоты с учетом нагрузки во время эксплуатации.
Обеспечивайте усиленную основу под бордюры.
Завозите тротуарную плитку на строительную площадку после окончания всех подготовительных работ.
Тщательно выбирайте исполнителя работ. Не пытайтесь обойтись своими силами: процесс мощения требует опыта и дорогостоящего специального оборудования, которое имеет только команда профессионалов.
Укладывайте плитку из разных паллет одновременно.
Придерживайтесь рекомендаций по эксплуатации и уходу.